ПОЛОЖЕНИЕ
о Школе здоровья «Астма-школа»
БУ «Вторая городская больница» Минздрава Чувашии
I. Общие положения
1.1. Основная цель Школы здоровья для больныцх бронхиальной астмой (далее – Школа) – оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.
1.2. Школа организуются на базе поликлиники № 1, поликлиники № 2, детской поликлиники БУ «Вторая горбольница» Минздравсоцразвития Чувашии.
1.3. Занятия Школы проводятся в актовом зале поликлиники № 1;
1.4. Школа осуществляют свою деятельность на основании Устава БУ «Вторая горбольница» Минздрава Чувашии и настоящего Положения.
1.5. Руководство Школой осуществляет заведующий отделением.
1.6. Занятия в Школе проводят врач, фельдшер, медицинская сестра.
1.7. В Школу направляются пациенты с неосложненным течением и в отсутствие декомпенсации заболевания.
1.8. Рекомендуемая численность пациентов в группе – 10-12 человек.
1.9. Пациенты направляются на занятия в Школе лечащим врачом и/или врачами-специалистами любого профиля.
1.10. К обучению пациентов в Школе, в случае необходимости, могут привлекаться врачи-специалисты в соответствии с тематикой Школы.
1.11. Анализ деятельности и контроль качества обучения пациентов в Школе осуществляется заведующим отделением ежемесячно.
II. Задачи Школы здоровья
Основными задачами Школы для пациентов являются:
2.1. Повышение информированности пациентов о хронических неинфекционных заболеваниях и факторах риска их возникновения.
2.2. Повышение ответственности пациентов за сохранение своего здоровья.
2.3. Формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.
2.4. Формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов.
2.5. Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек).
2.6. Предупреждение рецидивов и прогрессирования заболеваний.
2.7. Обучение оказанию самопомощи в экстренных случаях и убеждению в необходимости точного соблюдения всех назначений и рекомендаций врача.
2.8. Формирование у пациентов практических навыков по анализу причин и факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.
III. Основная деятельность Школы здоровья
3.1. Обучение пациентов по типовым программам, включающая в себя вопросы вторичной профилактики, физической, психологической и социальной реабилитации, предупреждения прогрессирования заболеваний и осложнений.
3.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у обученных в Школе.
3.3. Оценка организации и качества обучения в школе.
IV. Информирование Школы здоровья
5.1. Обязательный информационный минимум должен содержать:
5.1.1. Ознакомление пациента с сущностью имеющегося заболевания (коротко, в рамках доступности пониманию пациента).
5.1.2. Обоснование и расшифровку личностного фактора, необходимости участия самого пациента в борьбе с болезнью.
5.1.3. Разъяснение важности и необходимости пунктуального выполнения всех назначений, рекомендаций, касающиеся принципов экстренной взаимопомощи.
5.1.4. Гигиенические советы, рекомендации, касающиеся:
- режима труда и отдыха,
- физической активности,
- правильного питания и основ диетотерапии,
- необходимости отказа от вредных привычек и методы борьбы с ними,
- устранение перегрузок и стрессовых ситуаций.
V. Построение занятий
6.1. Программа обучения состоит из занятий продолжительностью не менее 30 минут. Учебно-тематический план занятий и их расписание утверждаются главным врачом.
6.2. Каждое новое занятие должно начинаться с приветствия и повторения предыдущего материала (7-10 минут). Новый материал должен излагаться доступным языком, сопровождаться демонстрацией плакатов, слайдов, раздачей памяток.
6.3. Важно постоянно поддерживать контакт с аудиторией. Для этого обучение необходимо вести в форме бесед с активным участием пациентов. На задаваемые вопросы отвечать однозначно, сразу показывая или записывая конкретные советы или приемы. Для этого целесообразно иметь наготове методическую литературу и наглядные пособия.
Программа Школы включает следующие темы: